Автомобильное топливо востребованный и дорогой ресурс, что дает повод к различным способам хищения топлива в транспортных организациях, где учет расхода топлива находится не на должном уровне. Как же контролировать расход топлива на транспорте, принадлежащем коммерческим предприятиям, чтобы выявить факты перерасхода и хищений на каждом отдельном автомобиле?
Установка системы контроля расхода топлива на ваш автотранспортный парк позволит значительно уменьшить расход топлива за счет повышения дисциплины водителей и сведения к минимуму возможностей хищения топлива.
С помощью нашей системы контроля топлива решаются следующие классические проблемы:
- Несанкционированный слив топлива водителями.
- Водители на вашем транспорте в рабочее или нерабочее время совершают левые рейсы.
- Водители для отчетности используют "левые" чеки.
- Водители с агрессивным стилем вождения ездят на высоких скоростях на повышенных оборотах тем самым неоправданно увеличивая расход топлива и снижая ресурс двигателя.
Предлагаем комплексное решение с помощью спутникового мониторинга на базе систем геопозиционирования ГЛОНАСС и GPS.
- С помощью данного решения возможно контролировать объем топлива как в режиме реального времени, так и используя отчеты за произвольный интервал времени.
- Система контроля расхода топлива может быть установлена как на автотранспорт, так и в стационарные емкости.
- Доступ к данным может быть осуществлен удаленно из любой точки с компьютера или мобильного устройства (планшет или смартфон) имеющих выход в интернет.
- Для удобства ведения отчетности система может быть интегрирована с 1с.
Кроме того, специально для эффективного контроля разработана услуга "Топливный менеджер". С помощью данной услуги все обязанности по контролю и анализу расхода топлива передаются специалистам нашей компании. С топливным менеджером вы будете периодически в оговоренные сроки получать аналитические отчеты, на основе которых сможете оперативно принять требуемые управленческие решения.
Применение
Система контроля топлива может эффективно использоваться:
- на грузовом транспорте;
- на пассажирском транспорте (автобусы, маршрутки);
- в сельхозтехнике;
- в стационарных емкостях - мини-азс, топливозаправочные модули.
Принцип работы системы
Работа системы основана на периодической регистрации местоположения транспорта и уровня топлива в этот же момент. Эти данные отправляются на сервер или при отсутствии связи накапливаются в памяти прибора.
Для определения положения используются трекеры работающие с системами позиционирования ГЛОНАСС или GPS, для измерения оставшегося объема топлива используется емкостный датчик уровня топлива, для связи с сервером используются сети передачи данных сотовых операторов.
Впоследствии на основе накопленных за произвольный период данных возможно достоверно отследить расстояния в пути, маршруты, расход топлива, а также видеть уровень топлива в каждый произвольный момент времени.
Возможные способы хищения топлива и методы их предотвращения
Водители могут прибегать к следующим вариантам "заработать" на топливе своего служебного транспорта.
Приписка пробегов
Метод "работает", если лимиты на топливо основываются на пробеге и нормах потребления на километр. Пресекается установкой простейшей системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта, что позволяет четко контролировать все пробеги техники и приписать что-то существенное просто невозможно. Отслеживаются - местоположение в любой момент времени, стоянки и их время, итоговый пробег за день, неделю, месяц.
Слив топлива из бака
Популярен при эксплуатации автомобилей или спецтехники с большими баками, где пропажа из бака 50, 100 или даже 200 литров может быть списана на увеличенный расход, пробки и т.д. Пресекается установкой датчиков уровня топлива (ДУТ) или подключением к CAN-шине автомобиля, в составе системы спутникового мониторинга. Датчик (или CAN-шина) показывает (в режиме реального времени, в архиве, графиках или же в отчетах) уровень топлива, находящийся в баке в любой интересующий момент. Заправки, сливы, потребление топлива двигателем легко отследить. Расход получается расчетным путем.
Фиктивные заправки
В бак, особенно на легковом транспорте, легче не залить топливо или залить меньше, чем слить из него. Пресечь можно установкой системы мониторинга совместно с ДУТ или с подключением к CAN-шине автомобиля. Особенно эффективен двусторонний контроль с использованием топливных карт АЗС, совместно с установкой ДУТ, что позволяет в едином отчете сопоставлять как транзакции по топливным картам, а значит и количество топлива оплаченного на АЗС, так и количество топлива, фактически залитого в бак по датчику.
Фиктивный расход топлива
Зачастую, особенно это характерно для некоторых видов спецтехники, где установка ДУТ нецелесообразна (из-за характера работы машин) или невозможна из-за конструктивных особенностей топливного бака, учет топлива ведется по отработанным мото-часам. В данном случае нередко присутствует фиктивное увеличение расхода по различным причинам (режим работы, износ двигателя, время года и т.д.).
Решить вопрос можно установив совместно с системой мониторинга (или без неё) проточные расходомеры. Расходомер – устройство для фиксации фактически потребленного двигателем топлива. Точность расходомеров достигает 1%. Фиксируется именно расход, а не уровень топлива.
Варианты технической реализации
Подключение к CAN-шине
В большинстве автомобилей иностранного производства последних лет выпуска, данные об уровне или расходе топлива можно взять с CAN-шины.
CAN-шина – цифровой интерфейс сбора и обмена информацией между различными системами автомобиля, управления исполнительными устройствами в составе автомобиля.
Очень упрощенно - подключившись в нужной точке к CAN-шине можно получить доступ к данным, которые, например, используются бортовым компьютером автомобиля. В зависимости от модели автомобиля и года выпуска данные отличаются друг от друга. В одном автомобиле, возможно снять данные только о количестве топлива в топливном баке или пробеге автомобиля, в другом, дополнительно, о мгновенном расходе топлива форсунками двигателя, температурах разных жидкостей, данным с ABS и т.д. Если нужные данные доступны, покупать и устанавливать дополнительные датчики топлива не требуется. Важно понимать, что точность данных c CAN-шины – это точность штатного датчика автомобиля. Если датчик поплавковый, точность данных с CAN-шины - это точность этого поплавкового датчика.
Установка датчиков уровня топлива (ДУТ)
Датчик уровня топлива устанавливается непосредственно в топливный бак автомобиля.
Традиционная и наиболее широко используемая система.
Датчик состоит из измерительной головки, измерительного зонда, интерфейсного кабеля и элементов монтажного комплекта.
Зонд датчика при погружении в топливо (т.к. топливо имеет высокие характеристики диэлектрика) выполняет функцию переменного конденсатора, емкость которого линейно зависит от уровня его заполнения топливом. Измерительная головка датчика обрабатывает результаты измерений для дальнейшей передачи данных в трекер.
ДУТ может быть исполнен в аналоговом, либо в цифровом варианте.
Цифровые ДУТ считаются более точными, т.к. данные с них не могут быть искажены бросками напряжения в бортовой системе автомобиля, включением/выключением бортового оборудования и т.д.
После установки датчика производится тарировка. В полностью осушенный бак заливается топливо небольшими, фиксированными порциями. Формируется тарировочная таблица.
Процедура установки ДУТ вместе с тарировкой занимает от 1,5 до 3 часов.
Установка расходомеров
Расходомер – прибор проточного типа, устанавливается на входе в двигатель, подсчитывает количество топлива, прошедшего через него и поступившее в двигатель.
Зачастую устанавливаются дифференциальные расходомеры топлива – расходомеры, имеющие две камеры для подсчета разницы между количеством топлива, поступившего в двигатель и «обраткой».
Существуют модификации с возможностью вывода данных только на табло расходомера, с возможностью передачи на GPS/ГЛОНАСС трекер, с совмещенными функциями.
Следует помнить, что данное оборудование не способно зафиксировать заправки и сливы топлива, только расход двигателя. Обычно расходомеры используют на спецтехнике, где установка ДУТ затруднительна или невозможна.